Назначение
Жесткая ошиновка предназначена для выполнения электрических соединений между высоковольтными аппаратами открытых (ОРУ) и закрытых (ЗРУ) распределительных устройств 35, 110 и 220 кВ. Жесткая ошиновка может применяться вместе с гибкой, например, в виде сочетания жестких сборных шин с гибкими внутриячейковыми связями.
При строительстве подстанций распределительных блочно-модульных (ПРБМ) «Исеть», сооружаемых по проектной документации Группы Компаний «ЭнТерра», распределительные устройства 35 – 220 кВ комплектуются жесткой ошиновкой, выполненной с учетом особенностей ее применения вместе с блочно - модульными конструкциями (БМК) «Исеть». Жесткая ошиновка может также поставляться для подстанций других производителей.
Комплекты жесткой ошиновки на номинальные токи от 1000 А до 3150 А изготавливаются как для типовых, так и для нетиповых схем распределительных устройств (примеры комплектов жесткой ошиновки: схема 110-4Н, схема 110-12).
Модель распределительного устройства, выполненного с применением жесткой ошиновки ЗАО ПФ "КТП-Урал" (схема 110-4Н). В качестве соединительных элементов используются литые шинодержатели.
Преимущества жесткой ошиновки производства Группы компаний «ЭнТерра»
Компенсация тепловых расширений и отклонений фундаментов | Литыми шинодержателями обеспечивается возможность свободного перемещения шин при температурных изменениях длины шин, а также при небольших отклонениях фундаментов, возникающих при строительстве и эксплуатации |
Долговечное цветовое обозначение (маркировка) фаз | Цветовое обозначение (маркировка) фаз выполняется маркировочными кольцами желтого, зеленого и красного цвета. При окрашивании используется долговечное порошковое покрытие, исключающее необходимость повторного окрашивания колец в течение всего срока службы. Данный способ цветового обозначения полностью соответствует «Правилам устройства электроустановок» (7-е издание) |
Снижение транспортных расходов | Компактная упаковка, применяемая ЗАО УК "Энтерра", позволяет снизить затраты на транспортировку жёсткой ошиновки |
Преимущества жесткой ошиновки с литыми шинодержателями
Повышенная надежность | Применение болтовых соединений вместо сварных при монтаже шин позволило избежать опасности отжига металла и снижения механической прочности шин на участках со сварными швами | |||
Высокая эксплуатационная надежность электрических контактов литых шинодержателей | Поскольку все механические усилия, возникающие в узлах соединения шин, воспринимаются литыми шинодержателями, это позволяет исключить негативное влияние таких усилий на состояние электрических контактов, обеспечиваемых гибкими связями | |||
Высокая скорость и простота монтажа, расширения ОРУ и демонтажа ошиновки Возможность быстрой замены шин при необходимости увеличения пропускной способности |
Ошиновка, поставляемая на объект, имеет высокую степень заводской готовности. Применение литых шинодержателей и болтовых соединений позволяет: производить монтаж ошиновки быстро и без применения сварочной техники, а также выполнять быструю замену шин, например при расширении распределительного устройства. Шины могут быть быстро демонтированы и применены вновь на другом объекте |
Технические характеристики
Наименование параметра | Классы напряжения | |||
35 и 110 кВ | 220 кВ | |||
Наибольший номинальный ток, А | 2000 | 3150 | ||
Наибольший ток термической стойкости (3 сек), кА | до 50 | |||
Наибольший ток электродинамической стойкости (ударное значение <0,1 сек), кА | до 125 | |||
Климатическое исполнение | У, УХЛ, ХЛ | |||
Категория размещения | 1, 3 | |||
Сейсмичность площадки строительства | 9 баллов |
Конструкция
Ошиновка представляет собой систему жестких шин трубчатого сечения, изготовленных из алюминиевого сплава 1915Т. Соединение жестких шин между собой, а также шин с контактами оборудования осуществляется сертифицированными литыми шинодержателями и гибкими контактными связями, разработанными ЗАО ПФ «КТП-Урал» (Группа компаний «Энерра»). В распредустройствах 220 кВ соединения шин гибкими связями выполняются методом обжимки. Шины устанавливаются на высоковольтном оборудовании при помощи литых шинодержателей, изготовленных из алюминиевого сплава АК12 или аналогичного.
Для вентиляции и удаления конденсата в центральной части шин (в местах наибольшего прогиба) и в торцевых заглушках выполнены отверстия. Для гашения резонансных колебаний в конструкции шин предусмотрены виброгасящие устройства, закрепленные на торцевых заглушках.
Характеристики материала шин
Напряжение | Номинальный ток жесткой ошиновки, А | Материал трубы | Сечение трубы, мм | |
110 кВ | до 1000 (включительно) | Алюминиевый сплав 1915Т | 80x5 | |
до 2000 (включительно) | 80x10 | |||
220 кВ | до 3150 (включительно) | 160х10 |
Литые шинодержатели с гибкими связями
Шинодержатели служат для восприятия механических усилий, возникающих в узлах соединений, гибкие связи используются для создания надежных электрических контактов между токоведущими частями. Литые шинодержатели с гибкими связями используются для соединения шин между собой и для присоединения к оборудованию.
Для лучшей адаптации к условиям взаимного расположения соединяемых шин, конкретным особенностям конструкции высоковольтных аппаратов и др. разработано несколько модификаций шинодержателей.
Образцы литых шинодержателей | Узел соединения шин с применением литого шинодержателя и гибких связей |
Цветовая маркировка фаз жесткой ошиновки
По желанию заказчика цветовое обозначение (маркировка) фаз шинного модуля может выполняться одним из двух способов:
1. При помощи маркировочных колец.
2. Покраской жестких шин по всей длине.
Основным способом является цветовое обозначение (маркировка) фаз маркировочными кольцами. Окраска алюминиевых шин по всей длине может оказаться необходимой для более интенсивного охлаждения (например, в ЗРУ) или защиты от химической коррозии в случае, если ошиновка предназначена для эксплуатации на объектах с высокой степенью загрязнения атмосферы. Необходимость окраски шин по всей длине должна быть дополнительно указана при заказе в опросном листе в графе «Дополнительные требования».
Маркировочное кольцо изготавливается из алюминиевой трубы длиной 50-100 мм, имеющей диаметр, равный диаметру шины. Толщина кольца не более 3 мм. Вдоль оси кольца для устранения индуцируемых токов имеется разрез шириной не более 10 мм.
Маркировочные кольца подвергаются порошковой окраске в желтый, зеленый, красный цвет, в соответствии с требованиями «Правил устройства электроустановок». на каждой фазе ошиновки, в зависимости от ее длины, может быть установлено несколько колец (например, два по краям и одно посередине шины). Установку колец на шины выполняют на заводе-изготовителе.
Участок жесткой ошиновки с маркировочными кольцами
Маркировка фаз шинного модуля при помощи маркировочных колец имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными способами нанесения лакокрасочного покрытия, а именно:
- долговечность порошкового покрытия маркировочных колец;
- снижение затрат на изготовление жесткой ошиновки;
- снижение затрат на транспортировку и хранение ошиновки;
Компактная упаковка позволяет обеспечить сохранность ошиновки и снизить затраты на транспортировку.
Ошиновка в транспортном положении
Гарантийный срок эксплуатации ошиновки составляет:
- для жесткой ошиновки с литыми шинодержателями - 5 лет,
- для порошкового покрытия маркировочных колец – 2 года,
- для лакокрасочного покрытия (при сплошном окрашивании шин) – 1 год.